
Первый раз такой сдвиг в восприятии я по-настоящему осознал всего несколько лет назад, когда на каком-то российском телеканале наткнулся на старый советский фильм, скорее всего, ещё довоенный (названия не знаю), на сцену раскулачивания. На крыльце добротного дома сидел, пригорюнившись, кулак - здоровенный хорошо сложенный довольно молодой детина, такой тип славянского бога, рядом - не менее добротная красавица-жена. А тем временем из их дома и хозяйства мекловатые и грязноватые люди несли утварь, какие-то мешки... И как-то трудно мне было - даже чисто эстетически и эмоционально - встать на сторону этих раскулачивателей, вооружённых классовым чутьём и винтовками. А ведь создатели фильма хотели вызвать прямо противоположную реакцию. И вызывали, насколько я знаю.