Tom Tom (just_tom) wrote,
Tom Tom
just_tom

А вот это уже не смешно

В революционном угаре возбуждении, похоже, мало кто обратил внимание на это сообщение, которое прошло по всем новостным лентам:

Президент России Дмитрий Медведев снова выступил за возвращение пропорциональной мажоритарной системы выборов.

"Я неоднократно говорил на встречах, что у нас не застывшая политическая система, мы ее меняем", - сказал Медведев на встрече с общественным комитетом сторонников. [...] "Мажоритарная система, которая могла бы возродиться в новом качестве, а такие идеи есть, и заключаются в использовании мажоритарных округов, но составленных по партийным спискам, чтобы не терять именно партийную природу парламента, мне кажется, это тоже возможная и обсуждаемая идея", - подчеркнул глава государства. [...] "партия выступила не сильно удачно, и не потому, что люди отказывают в доверии самой партии, а потому, что их раздражают местные функционеры". "Они смотрят и говорят: если это - "Единая Россия", то ни фига не буду за нее голосовать".


Так вот, перефразируя известную пословицу - если неизвестно, о чём идёт речь, речь идёт о власти. Чем отличаются нынешние пропорциональные выборы в думу от выборов мажоритарных?

В пропорциональной системе мы голосуем за партию, а какой процент мест в парламенте получила данная партия, зависит от того, какой процент избирателей, принявших участие в выборах, за неё проголосовал (по различным соображениям отсекаются партии, набравшие слишком мало голосов, в цивилизованных странах порог обычно составляет 5%). Какое основное преимущество такой системы? Прежде всего она - самая справедливая, потому что в парламенте представлены интересы подавляющего большинства избирателей, пропорционально популярности этих партий, а не только тех, чья партия набрала больше всего голосов. В случае голосования по так называемым открытым спискам, как в Польше, избиратель выбирает не только партию, но и конкретного кандидата, то есть общество влияет не только на партийный, но и на персональный состав парламента. Основные недостатки пропорциональной системы - первый: политическая раздробленность парламента, причём часто ни у одной партии нет большинства. Поэтому нужны коалиции, которые могут оказаться неустойчивыми из-за того, что коалиционные партии представляют слишком разные интересы и руководствуются слишком разной идеологией. Это дестабилизирует работу парламента и затрудняет принятие радикальных и болезненных, однако необходимых для блага страны решений (например, быстрых стабилизационных мер, резко снижающих бюджетные расходы). Второй крупный недостаток (если, как в России, списки кандидатов закрытые) - это слабая связь между избирателями и выбранными ими представителями (голосуют не за человека, а за партию). Третий - не столько недостаток, сколько специфическая черта - все кандидаты должны представлять какую-то партию, не может быть кандидатов "независимых".

В мажоритарной системе мы голосуем за человека, а не за партию. В наиболее распространённом случае, когда в округе избирается только один депутат (одномандатные округа), в парламент проходит только тот кандидат, который набрал большинство голосов. Остальные голоса пропадают, и у избирателей, отдавших голоса за других кандидатов, своего представительства в парламенте не будет. Выдвижение кандидатов осуществляется по-разному: в некоторых странах это самовыдвижение, в некоторых это право принадлежит только партиям. В результате мы получаем парламент значительно менее раздробленный политически, которому гораздо проще функционировать. Мажоритарная система способствует формированию двухпартийной системы, где одна партия - правящая, а другая находится в оппозиции. То есть в гораздо меньшей степени учитываются интересы меньшинства - и того, чьи представители вошли в парламент, и того, у которого вообще нет представительства. Эта ситуация, кстати, способствует тому, что избиратели очень озабочены тем, чтобы их голос не ушёл впустую, поэтому склонны голосовать за лидеров, дополнительно сужая тем самым разнообразие политического представительства.

Бывает ещё смешанная система, пропорционально-мажоритарная, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть - по партийным спискам. Но, судя по цитатам, приводимым новостными агентствами, Медведев имеет в виду не её, а мажоритарную систему с выдвижением кандидатов партиями. Возможно, избирателю будет дано также право выбрать кандидата из партийного списка. Но выигравший всё равно будет один и он будет представлять эту партию.

Таким образом, принятие мажоритарной системы в России будет означать проход в Думу ещё меньшего числа партий при обязательном формировании партии-лидера, которой, судя по всему, будет удаваться каждый раз получить абсолютное большинство голосов. Мы знаем, какая это будет партия, если уровень фальсификаций будет таким, как в минувшее воскресенье. Если же мы навалимся всем миром и не допустим фальсификаций, то эта партия будет другой, и мы её тоже, к сожалению, знаем. Парламент окончательно перестанет быть местом для дискуссий.
Tags: политика, россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments