Tom Tom (just_tom) wrote,
Tom Tom
just_tom

Categories:

О фотоаппарате Canon A650 IS и чудесах CHDK

В октябре прошлого года я писал о том, что на рынке появился близкий к идеалу компактный фотоаппарат - во всяком случае, по описаниям и параметрам он удовлетворял практически всем моим требованиям, не нарушающим законов физики. А для меня это - "второй аппарат в доме", который берут с собой тогда, когда по каким-либо причинам не хочется или невозможно таскать тяжеленную фотосумку с зеркалкой, объективами и массой прочих причиндалов. При этом максимально универсальный, дающий высокое качество снимков и позволяющий не быть рабом автоматики, а навязывать аппарату свою волю. В январе я его купил, съездил с ним в Париж и оказалось, что он действительно очень хорош.




Аппарат буквально напичкан очень полезными и удобными для "продвинутого" фотолюбителя функциями и установками, в том числе всеми необходимыми и не очень (как тематические программы) автоматическими, полуавтоматическими (приоритет выдержки и приоритет диафрагмы) и ручными режимами. Целых 3 режима эффективно работающей оптической стабилизации изображения. Выбор точки фокусировки (и даже размеров поля фокусировки), ручная наводка на резкость. Ручные установки контраста, насыщенности и резкости, корректировка экспозиции. И масса всего остального.

Аппарат удобен в пользовании из-за продуманной формы (снимать и управлять основными функциями можно одной рукой), большого откидного и поворотного экрана (на котором, кстати, можно включить сетку, облегчающую кадрирование) и оптического видоискателя (теперь это редкость). Аппарат довольно большой (может быть карманным только при наличии большого кармана) и тяжеловатый (из-за 4 аккумуляторов NiMH) - для меня это скорее преимущество, чем недостаток: большой аппарат удобнее держать в руках, а вес облегчает получение несмазанных снимков. Объектив весьма качественный (такой же, как и во "флагманской" модели G9), с умеренной кратностью зума ("всего" 6х), что позволило обеспечить высокую резкость и относительно небольшие аберрации, виньетирование и падение резкости по краям изображения. Качество изображения очень хорошее: традиционно для компактных Кэнонов хорошая цветопередача, в том числе на предустановках (особенно солнечный и пасмурный день). Изображение не выглядит, как во многих компактах, пластилиновым: шумопонижение весьма умеренное, причём осуществляется в основном в каналах цветности, из-за чего даже на высокой чувствительности сохраняются мелкие детали изображения при практически полной ликвидации цветных пятен. Трава, ветки деревьев, листья - всё получается отлично и не сливается в непонятный кисель. Высокой детализации изображения способствует очень высокое разрешение матрицы - аж 12 мегапикселей. После уменьшения изображения до разумных 6 мпикс. (такого разрешения достаточно для получения высококачественного отпечатка формата А4) чёткость получается прекрасной. Проблема матриц с высоким разрешением - шумы, особенно на высоких значениях чувствительности - несколько смягчена большим (для компактов) физическим размером матрицы (1/1,7"). Кроме того, значительная часть шумов "съедается" за счёт интерполяции при уменьшении размера снимка. В результате снимок, сделанный даже на ISO 800, с умом обработанный в Noise Ninja и уменьшенный до 4-6 мпикс., выглядит вполне съедобно. Динамика матрицы прекрасная - при установке минимального контраста возможна съёмка очень контрастных сцен, которые оказываются не по зубам большинству современных компактов.







Конечно, не всё оказалось одинаково прекрасным: реальная чувствительность примерно в два раза ниже, чем в старых компактах Кэнона (например, А80), зато теперь соответствует стандарту ISO. Из-за увеличенного размера экрана кнопки переехали к правому краю задней стенки аппарата и их можно случайно нажать (правда, на практике происходит это довольно редко). Конструкторы сэкономили одну крышечку и память и батарейки находятся теперь в одном отсеке, как и во многих других современных моделях. Меняя карту, надо помнить, чтобы держать аппарат всё время батарейным отсеком вверх (батарейки круглые и хорошо катятся в разные стороны). Включение стабилизации закопано в меню, а такая функция должна быть под рукойпальцем. Экран имеет красноватый оттенок, что затрудняет оценку баланса белого (но можно привыкнуть). Не регулируется громкость сигнала готовности к съёмке - в отличие от других сигналов, его можно только включить (тогда пикает очень громко) или выключить. Ну, и традиционные недостатки большинства компактов - отсутствие записи снимков в режиме RAW (только JPEG) и "живой гистограммы" (live histogram). Режим RAW - это запись всей информации, которую дала матрица, без обработки в фотоаппарате. Так полученный снимок надо потом "проявлять" в специальный программах на компьютере, благодаря чему возникает масса новых возможностей, например, установка баланса белого во всём диапазоне, корректировка экспозиции, обработка крайне контрастных сцен. Таким образом можно использовать 100% возможностей матрицы. Гистограмма показывает распределение яркостей на снимке и позволяет точно определить правильность экспозиции. Обычно гистограмма показывается на уже сделанном снимке, но, естественно, гораздо удобнее видеть её перед съёмкой. Именно такая гистограмма называется, по кальке с английского, "живой".

И тут на помощь пришли хакеры. Дело в том, что современный аппарат - это специализированный компьютер, работающий под управлением специальной операционной системы и чего-то, похожего на прикладные программы (программисты, не бейте меня!). Способ действия этого компьютера держится в тайне. Если его удастся расшифровать, можно наделить фотоаппарат новыми функциями, которые либо были специально заблокированы по маркетинговым соображениям (чтобы люди покупали более дорогие аппараты), либо не были даже предусмотрены создателями. С этой точки зрения аппараты Canon достаточно уникальны, поскольку к подавляющему большинству моделей компактов силами энтузиастов написано "альтернативное" программное обеспечение. Оно интересно не только тем, что включает новые функции в аппаратах, но и тем, что не заменяет собой оригинальное ПО, "зашитое" в аппаратах, а при каждом включении считывается с карты памяти. Таким образом, нет угрозы ни повреждения аппарата при смене ПО, ни потери гарантии. Это ПО получило название CHDK (Canon Hacker’s Development Kit).

В случае аппарата Canon A650 IS первая версия альтернативного ПО, которая появилась 8 февраля, даёт несколько десятков новых функций, в частности, описанные выше режим RAW и "живую гистограмму". А также индикацию передержанных и недодержанных участков (также "вживую", до съёмки), брэкетинг (автоматическое выполнение нескольких снимков с разной экспозицией, чувствительностью или фокусировкой) и ряд менее нужных, но полезных, не очень полезных и совершенно бесполезных функций, таких как отображение реального фокусного расстояния, границ глубины резкости, менеджер файлов, чтение книжек в формате TXT, часы, фонарик и даже две игры. Не всё пока работает так, как надо, но ведь и аппарат новый, и ПО только что появилось.

P.S. Париж с лёгким рюкзаком оказался ещё лучше, чем с тяжёлой фотосумкой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments