Tom Tom (just_tom) wrote,
Tom Tom
just_tom

Айболит 66

Меня родители отвели на премьеру этого фильма в кинотеатр "Россия", то есть было мне тогда, как несложно посчитать, шесть лет. Родителям кино не понравилось - слишком далеко от первоисточника. Понравилось оно мне, или нет, я уже не помню. Помню, что было иногда смешно, но в основном непонятно. Больше я его никогда не видел. malpaМалпа смотрела этот фильм целых два раза и в несколько в более зрелом возрасте, но всё равно очень давно. Потом, несколько лет назад, я наблюдал одного из моих вполне средних лет знакомых, который только что посмотрел "Айболита" и в связи с этим пузырился от счастья. В общем, мы решили, что нам тоже надо, и вчера мы, наконец, это сделали.

Теперь пузыримся мы. Хотя перескажи мне, из чего это кино состоит, я бы не решился его пересмотреть. Мюзикл? Советский? Шестидесятых годов? С танцами и условными декорациями? Кстати, я до конца не могу понять, как в те времена разрешили такое формалистическое трюкачество со всеми этими раскрашенными мимами и периодическим выходом героев за пределы экрана. Может, потому, что оно шло по разряду детского кино. Кроме мастерства, с каким было сделано это совершенно не постаревшее кино, фонтанирующих диалогов, которые хочется растащить на цитаты ("ты находишься под собственным дурным влиянием"), радует также его какая-то совершенно невинная аполитичность и аидеологичность, как будто и не было на дворе никакого СССР. Просто много радости.

Олег Ефремов в роли Айболита, Ролан Быков - по совместительству режиссёр и Бармалей, Лидия Князева - обезьянка Чи-Чи (оказывается, актрисе было тогда уже 40 лет, ни за что не скажешь), Фрунзик Мкртчян и Алексей Смирнов - прислужники Бармалея, Евгений Васильев - Авва, верная собака Айболита. Мосфильм, 1966 год.











В лучших традициях эзопова языка советского времени этот фильм прошел «под прикрытием» детского экрана, но именно в этом фильме четко оформилось противостояние двух формирующихся идеологий того времени. Эта коллизия воплощена в противостоянии маленького и невзрачного (но столь сильного в своем безграничном хамстве) Бармалея (Ролан Быков) и милого, затурканного жизнью подвижника доктора Айболита (Олег Ефремов). Бармалей Быкова поражает своим сходством с булгаковским Шариковым: он врет, изворачивается, предает, в нем бушует агрессивность хама. Внешне униженная, но полная внутренней угрозы просьба «Пустите доброго человека, пустите доброго человека, а не то он выломает дверь» - чем же это не жизненное кредо «лукавого раба», презирающего интеллигентного «докторишку» («Ну ладно, докторишка, ты меня еще не знаешь!»)? Айболит с его бескорыстной верой в магическую силу добра, твердящий, что «это даже хорошо, что пока нам плохо», настоящий шестидесятник, не успевший разобраться в крушении своих иллюзий, пока еще одерживает верх над Бармалеем.
Марина Балина (Университет Иллинойс Уэслиан, США): 1970-е: из опыта буратинологии,
«Неприкосновенный запас», 2007, № 3.

Госпожа Балина, будьте проще...
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments