Tom Tom (just_tom) wrote,
Tom Tom
just_tom

Юбилей

Какой юбилей я прозевал - 30 августа 1963 года Филипс впервые представил компакт-кассету, один из самых живучих форматов звукозаписи всех времён и народов, и первый кассетный магнитофон для неё.


Первый в мире магнитофон, использующий компакт-кассету: Philips EL 3300
© Philips Company Archives


Изначально на кассету помещалось 2 раза по 30 минут и предназначалась она для записи речи. Однако уже в 1965 году в продаже появились первые кассеты с записанной музыкой. Качество звука поначалу было отвратным, зато сама кассета была намного удобнее катушек с лентой и Филипсу удалось удовлетворить новое требование рынка, когда ради удобства потребитель был готов пожертвовать качеством звука. До определённой степени, разумеется - началась длившаяся лет тридцать борьба с техническими ограничениями, наложенными форматом компакт-кассеты: низкой скоростью и узкой звуковой дорожкой (что ограничивало частотную характеристику и давало высокие шумы), механикой кассеты с её неточным проходом магнитной ленты, примитивным лентоприжимом и так далее. Удержаться этому формату на рынке помогло также то, что Филипс разрешил свободное изготовление кассет и магнитофонов. "Закрытые" форматы появлялись и быстро исчезали - кто сейчас помнит, например, восьмидорожечные кэртриджи Сони?

Стали появляться новые ленты - и более качественные на основе традиционных окислов железа, и с принципиально новым составом. В 1970 году появились кассеты с лентой с двуокисью хрома, немногим позже - с двухслойной лентой "феррохром", в самом конце 70-х - с лентой, покрытой частицами чистого металла. Появление хромовых кассет с их более высокой абразивностью вынудило конструкторов экспериментировать с новыми материалами для магнитных головок - вплоть до ювелирных конструкций типа стеклоферрита фирмы Акай (любящий крошиться феррит был покрыт тончайшим слоем стекла). Позже стали изготавливаться головки из аморфных металлов. С появлением новых лент появилась проблема разных параметров их работы - не только для лент разных типов (которых всего было четыре - переключение чаще всего производилось автоматически), но и для лент того же типа, но разных модификаций или разных производителей. В популярных магнитофонах на проблему разброса параметров лент одного и того же типа не обращали внимания, в более сложных моделях использовались более или менее автоматизированные устройства подстройки тока записи и подмагничивания.

С частотной характеристикой удалось в конце концов разобраться - но осталась проблема высоких шумов. Ответом на это были всё более новые и точно работающие системы шумопонижения. Были придуманы работающие только на воспроизведении схемы от простейших пороговых типа DNL того же Филипса по гениальную советскую разработку адаптативной системы, которая изменяла полосу пропускания в зависимости от уровня и частоты сигнала. Не преодолённым до конца недостатком таких "пассивных" систем было появление более или менее заметных звуковых артефактов. Самыми популярными были, однако, системы, которые вносили предыскажения при записи и компенсировали их при воспроизведении - самой знаменитой была Dolby В с известным любому подростку-меломану логотипом в виде двух повёрнутых друг к другу букв D. Потом появились более совершенные модификации - Dolby C и Dolby S. Менее популярной, но необычайно эффективной была система dbx. Идеальную "активную" систему так и не удалось создать - или появлялись звуковые артефакты, или же запись, сделанная на одном магнитофоне, плохо звучала на другом, даже если он был оборудован точно таким же шумопонижением.

Механику кассеты постоянно улучшали всякими хитрыми лентоводителями, гофрированными пружинящими прокладками, изысканной формы лентоприжимами, конструированием закрытого тракта лентопротяжки (с двумя тонвалами перед головками и после них - это было чудо прецизионной механики, так как правый тонвал должен был обеспечивать несколько бóльшую скорость протягивания ленты, чем левый, чтобы она была правильно натянута). Всё это помогало, но не до конца. Например, огромной проблемой было обеспечить стабильный и один и тот же во всех магнитофонах угол между лентой и зазором магнитной головки, из-за чего, слушая "чужие"кассеты, надо было часто или мириться с ухудшением качества звука, или подстраивать отвёрткой положение головки. Появились даже модели магнитофонов, как изображённый на фотографии Nakamichi Dragon, где головка имела специальный электропривод, автоматически подстраивающий её положение.


© Audio-Extasa

Первоначальное количество ленты в кассете было очень неудобным - стандартная грампластинка длилась примерно от 35 до 45 минут, т.е. больше, чем одна сторона кассеты С-60, и намного меньше, чем обе стороны. Стали появляться кассеты с более тонкой лентой, вмещающие на одну сторону 45 (С-90), 60 (С-120) и даже 90 (С-180) минут записи. Но если кассеты С-90 не создавали проблем в магнитофонах, то С-120 и С-180 были необычайно требовательны к качеству лентопротяжки. К тому же ухудшалось качество записи - частотная характеристика, уровень шумов, появлялось самопроизвольное копирование между витками.

И это всё делалось для того, чтобы бороться с проблемами, которые в катушечных магнитофонах были маргинальными или решались неизмеримо проще.

Советский союз не стоял в стороне и уже в конце 60-х годов стали появляться первые кассетники - поначалу бывшие более или менее удачными копиями первых филипсовских диктофонов. Качество звука и надёжность советских магнитофонов долгое время были довольно дрянными, а конструкции устаревшими. Только ближе к середине 80-х годов стали появляться интересные, хорошо звучащие модели. Первым был, пожалуй, Маяк-231 - тяжеленный монстр с синхронным двигателем на 220 в от катушечного магнитофона и мощными, громко стучащими соленоидами управления. Вот это чудо справа:



Главным его недостатком было отсутствие крышки, из-за чего пылились головки. Каждый боролся с этим, как умел - я, например, выпилил специальную крышечку. (Советской промышленности, кстати, так и не удалось решить проблему плавно открывающейся крышки кассетоприёмника - все имеющие эту фичу магнитофоны, появившиеся во второй половине 80-х, имели импортную механику). В моём экземпляре я также установил японскую аморфную головку, а позднее заменил страшно тормозные стрелочные индикаторы на безинерционные газоразрядные.

Кроме нормальных крышечек, без которых можно было прожить, советской промышленности не удалась и гораздо более важная вещь: выпуск кассет приемлемого качества. Известная всем кассета МК-60, независимо от того, на каком заводе её выпускали, была или просто плохой, или ужасной. Неудобное количество ленты (вроде существовали также кассеты МК-90, но я их в продаже никогда не видел), отвратительные параметры звука, высокая абразивность, склонность к появлению "смычкового эффекта" на стыке ленты и лентоприжима (когда от кассеты доносился писк при воспроизведении), осыпание ленты - что забивало головку... Внешний вид был уже делом десятым:



В 80-е, когда в страну потекли нефтедоллары, в продаже появились импортные кассеты С-90 по страшной цене 9 рублей за штуку. Сначала - югославские (надо было выбирать с коричневой, а не с чёрной лентой - к счастью, кассеты не были запечатаны):



Потом появились и настоящие фирменные - самыми хорошими, по моим измерениям, были японские Денон:



При этом все импортные кассеты были самого низкого класса, с лентой из окиси железа - но к тому времени и технология их изготовления, и качество магнитофонов было уже достаточно высокими, так что с этим уже можно было жить.

Закат компакт-кассет был вызван развитием цифровых технологий звукозаписи, особенно появлением простых и дешёвых способов записи и копирования. (Забавно при этом, что в конце 70-х и в 80-е годы компакт-кассеты использовались в ряде компьютерных систем в качестве накопителя цифровой информации). Филипс пытался было бороться за место своей кассеты под солнцем - создав цифровой кассетный магнитофон с кассетами DCC (digital compact cassette), на котором можно было воспроизводить и обычные кассеты. Но кто сейчас об этом помнит? При этом ещё год назад на базаре в нашем мегаполисе Нове Място я обнаружил лоток с кассетами, на которых были записаны хиты местной попсы и шансона.

Компакт-кассета была очень несовершенной - но это была целая эпоха.
Tags: музыка, понравилось, старина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments