

Честно говоря, при всём моём трепетном отношении к событиям второй мировой войны, особенно её жертвам, фотография меня не оскорбила и я увидел на ней совсем другое - это приглашение не посмеяться над жертвами, а, не знаю, как это точно назвать, вытеснить зло добром. Как бы было хорошо, если бы советские солдаты увидели такую картину (кстати, там не колючая проволока, а натянутые верёвки, по которым вьётся плющ). Я решил узнать об этой фотографии и её авторе Збигневе Либере побольше (я только знал, что такой существует, но не более того). Оказалось, что он снял целую серию постановочных фотографий под названием "Позитивы", которые соответствуют известнейшим фотографиям, показывающим военные трагедии, только с обратным знаком - вместо зла на них добро, вместо ужаса - радость. Произведения искусства живут собственной жизнью, их интерпретация всегда субъективна (и, естественно, точка зрения израильскоого издания Newsru о том, что это насмешка над трагедией, имеет ровно такое же право на существование, как и любая другая), но мне стало интересно, что этими работами хотел сказать сам Либера. Из статей искусствоведов я ничего не понял кроме того, что это глубоко философский подход к жизни, но из высказываний самого Либеры следует, что он имел в виду две вещи, и обе ему не нравятся. Первая - это превращение нашего восприятия истории в набор символов, икон, среди которых огромную роль играют знаменитые фотографии трагедий. Вторая - это широко распространённое стремление показывать жизнь только с её положительной стороны. Отсюда и название серии: фотографическим "негативам" противопоставлены их "позитивы".






Не уверен, что идея вырвать одну работу из своего контекста и поместить её в другой была удачной, но всё равно уже хочу съездить в Тарту и посмотреть всю выставку. Да и сам Тарту - я там никогда не был. Да, из приведённой выше цитаты может следовать, что это куратор выставки Раэль Артель говорила про посмеяться над жертвами. Это не так.
Источники: 1, 2, 3, 4.