Tom Tom (just_tom) wrote,
Tom Tom
just_tom

Про метро

Я смутно помню из детства станцию "Дзержинская" (ныне "Лубянка" - бррр) до реконструкции, но я не отдавал себе отчёт в том, какая она была красивая (снимки 1935 года, сразу после открытия первой линии):


Источник.

Из-за сложных геологических условий она была построена по лондонско-парижскому образцу, без центрального зала.


Источник.

Викиепдия сообщает: Архитектурное решение станции проектировал Ладовский, консультировал его Н. Я. Колли. «Площадь Дзержинского» (как она называлась в проекте) была одной из самых сложных станций для оформления — как из-за тесной двухзальной конструкции с массивными опорами, так и из-за незначительной кривизны самих тоннелей. В отличие от других архитекторов первой очереди метро, создававших светлые, воздушные интерьеры, чтобы избежать «ощущения подземности», Ладовский не маскировал, а намеренно подчеркнул и творчески обработал «тоннельный характер», заданный инженерной формой. Чтобы скрыть кривизну путей и тоннелей, он задекорировал цилиндрическую поверхность тоннеля, облицованного уфалейским мрамором, сложным рядом поперечных колец (аналогов подпружных арок), создавших на «Площади Дзержинского» особую, не свойственную другим станциям динамику пространства. Другие архитекторы избегали под землёй чёрного цвета, а Ладовский, напротив, использовал в отделке колонн контрастный чёрный камень. По проекту освещения, перрон должен был быть залит ярким светом, а пути и стена за ними — освещены относительно неярко. Ладовский также запланировал использование динамических «световых путеводов» — красных «на посадку» и голубых «на выход», но эта часть проекта не была реализована.

В первой половине 70-х годов её реконструировали, добавив центральный зал и снеся практически всю оригинальную отделку старой части. Мне в моём подростковом возрасте это даже нравилось - светло, простые линии...


Источник.

А "Павелецкой" на зелёной линии я помнить в оригинальном виде не мог - её реконструировали в начале 50-х годов. Изначально она была также без центрального зала. До второй половины 80-х годов оставался оригинальный старый фрагмент с проходами из эскалаторного зала, но после пожара 1987 года он был сильно реконструирован. Кстати, это была одна из семи станций, построенных во время Великой отечественной войны.


Источник.


Источник.

Вот во что она превратилась:


Источник.

This entry was originally posted at https://just-tom.dreamwidth.org/771458.html.
Tags: москва, старина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments