Tom Tom (just_tom) wrote,
Tom Tom
just_tom

Categories:

Только в театре тебя утешат

Бадувские преподнесли фантастический подарок - спустя почти десять лет возобновили спектакль "Приключения Пендрека Выжутка" по повести Стефана Темерсона 1951 года. Один из двух моих самых любимых. Я об этом спектакле в своё время писал - теперь он кажется несколько иным, много воды утекло - и у меня, и особенно у актёров. Поэтому позволю себе представить слегка отредактированный текст из того поста с добавлением ещё одной длинной цитаты.

Автор - авангардный художник, писатель, поэт, композитор и кинорежиссёр, родившийся в польском городе Плоцке в 1910 году. В межвоенный период он занимался экспериментальной фотографией, прежде всего фотограммами (получение изображения на фотобумаге от находящихся на ней предметов) и коллажами. Вместе со своей женой Франчишкой снял пять авангардных фильмов, причём только один из них (и, судя по описаниям, наименее интересный) сохранился до наших дней. Потом он стал писать книжки для детей и для взрослых (с иллюстрациями своей жены) и стихи. В 1938 году Темерсоны уехали в Париж, а, когда началась война, Стефан два раза неудачно пытался записаться добровольцем в армию, перебрался с женой в Лондон, где Темерсоны и жили до своей смерти в 1988 году. Возвращаясь к названию: по-английски книжка называется "The Adventures of Peddy Bottom", по-польски, в авторском переводе - "Przygody Pędrka Wyrzutka". То есть, можно понимать, приключения некоего отброса общества, парии. На самом деле Педди/Пендрек - очень симпатичное существо с неопределённой идентичностью: "люди думали, что в нём есть что-то собачье, собакам же, однако казалось, что в нём есть что-то человеческое. Рыбы, в свою очередь, <...> думали, что он в чём-то похож на соловья". Коту же показалось, что он похож на рыбу. И кода кот попробовал его в связи с этим съесть, Пендрек решил выяснить, кто же он на самом деле. И отправился в путь, немного напоминающий путешествие Маленького Принца, но с совершенно другими героями и с другими интонациями - абсурдными и имеющими свою логику одновременно. И более жёсткими, потому что Темерсон - не французский аристократ.


- Я хотел вас спросить, кто я такой,- сказал Пендрек Выжутек.
- Ах! - воскликнул Верблюд.- Это ведь не вопрос. Это сообщение, а не вопрос. Если ты хочешь знать, кто ты такой, ты должен спросить прямо: "Кто я такой?"
- Кто вы? - удивился Пендрек Выжутек.
- Я - Ах Аха Охо, Верблюд и Профессор. Я - весь мир минус весь-мир-кроме-меня. Вот кто я! - быстро ответил Верблюд.
- А я кто? - спросил Пендрек Выжутек.
- Ты - Пендрек Выжутек. Ты - весь мир минус весь-мир-кроме-тебя. Вот кто ты! - сказал Верблюд. И добавил: - Странно, что ты сам этого не знаешь.



Иллюстрации Франчишки Темерсон.

...

- Но здесь же нет никакой границы!- воскликнул Пендрек Выжутек. - Границы обычно находятся между двумя разными вещами. А здесь - только одна вещь: поляна тут и поляна там!
- Ты ошибаешься,- сказал Карабинер.- Это две разные вещи. Здесь - то, где ты находишься, а там - то, куда ты хочешь. А я - граница.


...



- В таком случае ты должен покинуть наш город,- произнёс Субъект.
- Но это ведь как раз то, что я хотел сделать, когда Карабинер приказал мне возвращаться! - удивился Пендрек Выжутек.
- Это не совсем то, что ты хотел сделать,- сказал Субъект. Это очень не совсем то, что ты хотел. Разница заключается в том, что раньше ты сам хотел уйти, а сейчас я хочу, чтобы ты ушёл. Раньше ты хотел, а сейчас ты должен. Ха! Ха! Ха!


...



Потом Пендрек встретил несчастного Капитана Метаферейна, который не мог слезть с лестницы (потому что при каждой попытке спуститься лестница начинала верещать от горя) и всем по многу раз рассказывал свою печальную историю, и его жену-арфистку (игравшую смычком сначала на пиле из супермаркета, а потом на ушах пойманного волка). А в конце путешествия - самого себя через много лет. Но, похоже, так и не узнал, кто он такой.



Глава девятая, последняя:

Сегодня Пендрек Выжутек проснулся рано, встал с кровати и побежал в ванную комнату. Побежал в ванную комнату, потому что торопился. А потом, когда уже перестал торопиться, потянулся за зубной щёткой. И когда он тянулся за зубной щёткой, то посмотрел в зеркало, которое висело над раковиной. И посмотрев в зеркало, которое висело над раковиной, не поверил своим глазам. Поэтому он на мгновение закрыл глаза, чтобы убедиться, что ещё не спит. А потом снова открыл глаза и снова не захотел им верить. Потому что зеркало было таким же, как раньше; и Пендрек Выжутек, так же, как и много раз раньше, стоял перед зеркалом, но в зеркале был какой-то пожилой господин, лысый, а там, где не был лысый, был седой, с глубокими морщинами на лбу и вокруг глаз и складками под подбородком. И чем внимательнее Пендрек Выжутек к нему присматривался, тем внимательнее он присматривался к Пендреку Выжутеку.
- Что-то случилось с этим зеркалом - сказал Пендрек Выжутек и снял его со стены, взял под мышку и пошёл к стекольщику.


[Стекольщик сказал, что это от того, что серебро на обратной стороне зеркала сморщилось и пожелтело, но не захотел ему помочь. Пендрек пошёл дальше и дошёл до города.]

<...> А там был большой дом, на котором было написано ТЕАТР, а перед домом, на улице, стояли два человека и пили вино.
- Здравствуйте,- сказал первый человек.
- Здравствуйте,- ответил Пендрек Выжутек.
- Здравствуйте,- сказал второй человек.
- Здравствуйте,- ответил Пендрек Выжутек.
- Разрешите представиться: меня зовут Марек Варушиньски,- сказал первый человек.
- А меня зовут Пендрек Выжутек, очень приятно,- сказал Пендрек Выжутек.
- Разрешите представиться: меня зовут Богуслав Керс,- сказал второй человек.
- А меня зовут Пендрек Выжутек, очень приятно,- сказал Пендрек Выжутек и добавил: - Но я здесь не один, потому что в этом зеркале, которое у меня под мышкой, находится пожилой господин, лысый, а там, где не лысый, то седой, с глубокими морщинами на лбу и вокруг глаз и складками под подбородком. И всё потому, что серебро на обратной стороне зеркала сморщилось и пожелтело.
- Ах, это ерунда, мы с этим с лёгкостью с помощью Меркуриум Цинфоликум Абракадабра Амальгаматикум справимся и оно будет как новое,- сказал первый человек.
- Ах, это ерунда, мы с этим с лёгкостью с помощью Посолониум Аргентум Фокус-покус Металликум справимся и оно будет как новое,- сказал второй человек.
И забрали они это зеркало у Пендрека Выжутека из-под мышки и отнесли за так называемые кулисы, а перед тем пригласили Пендрека Выжутека внутрь, а там был большой зал и поставленные в ряды стулья.
Так что Пендрек Выжутек сел на последнем ряду и стал смотреть перед собой. И тут занавес раскрылся, Пендрек Выжутек протёр глаза и увидел, что на сцене стоит его зеркало, а в нём пожилого господина нет, только новое серебро сверкает, а в этом серебре - Пендрек Выжутек, такой, какой есть и был всегда, стоит и улыбается.
И Пендрек Выжутек, что сидел на последнем ряду, тоже заулыбался и крикнул:
- Браво, бис! - и стал хлопать в ладоши.
На что тот Пендрек Выжутек, что стоял в зеркале на сцене, низко поклонился...















































Режиссёр - Пётр Биконт. В ролях - Иоанна Фидлер, Мирослава Олбиньска и Павел Пабисяк. Костюмы - Зузанна Маркевич. Освещение - Корнель Лючек. Музыкальное сопровождение - Пшемыслав Грегер.

Перевод на русский язык фрагментов повести - мой.

This entry was originally posted at https://just-tom.dreamwidth.org/793679.html.
Tags: badów, театр, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments