Я недавно получил королевский подарок, впрочем, очень нишевый: фотоаппарат Зенит-3М, а самое главное - объективы к нему, а среди них - легендарный портретный Гелиос-40 1,5/85 мм. В первой половине шестидесятых, когда всё это было произведено, за такой набор можно было родину продать (с). Да и сейчас на интернет-аукционах эти предметы очень не дёшевы - винтаж, понимаете. Естественно, я давно мечтал этим объективом поснимать.
Вот это чудо, в смысле объектив:

Наконец-то у меня дошли руки проверить его в действии. Впечатления - двойственные.
Похоже, этот объектив может использоваться только для портретов, а вот как раз портреты-то я и не снимаю. Преимущество большой светосилы, позволяющей получить минимальную глубину резкости (бумажную, как здесь говорят, т.е. на толщину бумаги), по-моему, сводится на нет безобразным боке (тем, как выглядят нерезкие участки изображения):

Хорошее боке (хороший? понятия не имею, какого это слово рода) - это когда нерезкости размытые, без заметной угловатой структуры.

А это - вообще беспредел какой-то
Оказалось, что помогает уменьшить диафрагму до 5,6, но тогда пропадают потенциальные преимущества, связанные с огромной светосилой объектива:


В общем, на полку в музей. ИМХО в несколько раз более дешёвый ширпотребный Юпитер-9 2/85 мм на две головы выше.