Tom Tom (just_tom) wrote,
Tom Tom
just_tom

Orońsko revisited 1/2

Год назад я уже писал об этом замечательном месте - Центре польской скульптуры, расположившимся на 13 гектарах парка возле деревни Ороньско, где был годом ранее (некоторые посты ждут ещё дольше) - здесь и здесь. В конце июля я решил показать его malpa. Два года назад всюду было много Генри Мура, причём одна скульптура была такого размера, что я думал, что она поселилась в Ороньско навсегда. На этот раз никого уж очень знаменитого не было.

Теперь тоже будут два поста - первый про выставку и то, что осталось от свалки, второй - про всё остальное, то есть парк.

В главном здании была выставка с претенциозно-непереводимым названием #WYSTAWAINTERWENCYJNA2020, у слова interwencyjny слишком много значений. Возможно, это #ВЫСТАВКАБЫСТРОГОРЕАГИРОВАНИЯ2020 или бесхитростно #ИНТЕРВЕНЦИОННАЯВЫСТАВКА2020. Кураторский текст гласит:

Выставка из собраний Центра польской скульптуры в Ороньско представляет работы около тридцати авторов современной скульптуры. Тема экспозиции - представление о состоянии человека в современной скульптуре - от чувства всеобщей катастрофы до надежды на выживание и спасение.

Поскольку изо всех видов современного (contemporain) искусства я хоть немного врубаюсь только во всякие трёхмерные штучки типа скульптур, инсталляций и прикладных изделий, настроен был я благодушно и кое-что мне даже весьма понравилось. Что-то показалось слишком дословным, что-то чересчур непонятным. Как почти всегда, в общем.




Кшиштоф Беднарски, "Маркс - Пророк" (1977-2010)

Меня заинтересовали две даты. Что ли в ПНР он идеологически грамотно сваял Маркса, а когда эпоха исторического материализма закончилась, вбил ему в голову звезду?


Ежи Ярнушкевич, "Кандалы I" из цикла "Кандалы" (1973/1977)

Здесь у меня подозрений в переобувании не возникает. Был разгар эпохи Герека. Режим должен был нравиться, а кому он не нравился, тот был сам виноват.

Один угол был посвящён оружию и стрельбе, вот два экспоната:






Адольф Рышка, "Осёдланный шлем" (1982)


Славой Островски, "Пенсионер" (1990)


Густав Земла, "Укрощённый" (1989) и "Освенцимский крест II" (1975)






Адольф Рышка, "Ниоба (варшавским повстанцам)" (1970), "Невинный I" из цилкла "Невинные" (1965) и "Невинная III" (1968) из того же цикла

Я не уверен, что есть что и не знаю, о чём четвёртая скульптура.


Гжегож Ковальски, Пшемыслав Квек, "Горизонтальная композиция I" (1970/1991)

Не знаю, какая разница, когда даты пишут через дефис, а когда - через дробь.


Юзеф Лукомски, из цикла "Эпитафия" (1982)


Эдвард Лазиковски, "Объект № 171 А" (1990)

Информативненько.


Барбара Фалендер, "Между явью и сном" (1977)


Барбара Зброжина, "Материнство" (1957/2008)

Завис на разбросе дат.


Гжегож Ковальски, "Рукавицы" из серии "Коллекция" (1975-1985)

Ну, тут понятно - собирал десять лет.

В оранжерее никакой выставки на сей раз не было и в ней что-то начинали делать голландцы, а в галерее "Часовня" (до которой два года назад мы с ira не дошли), была небольшая выставка Малгожаты Мирги-Тас "29. Упражнения с воском" (по-польски "Ćwiczenia ceroplastyczne", ceroplastyka - это изготовление восковых скульптур, не знаю, какое это называется по-русски).

В 1942 году неподалёку от местности Божечин Дольны на юге Польши немцы вместе с польскими коллаборантами убили 29 цыган. В 2011 году скульптор Малгожата Мирга, тоже цыганка, поставила на месте убийства деревянный памятник, посвящённый погибшим. В 2016 году неизвестные этот памятник разрубили топором. Малгожата Мирга восстановила памятник на прежнем месте, а остатки предыдущего, в том числе эпитафии, сохранила и впоследствии сделала из них цикл восковых слепков.









За два прошедших года свалка сильно уменьшилась в размерах, а освободившееся место теперь используется скульпторами в качестве мастерской под открытым небом.









Многое из выброшенного исчезло, но сохранились головы и бюсты из красной глины, перенечённые под забор:





Два года назад я эту скульптурную композицию на переднем плане уже заприметил и назвал "Дамой с горностаем":



Эта голова, по-моему, очень похожа на одного местного персонажа:



Меня всегда интриговал плавный переход предметов из утилитарной области в искусство и наоборот. Пожалуй, начало перехода туда:



Нет, это всего лишь покосившийся сортир:



И подготовка к переходу в противоположную сторону:



Это - тоже не экспонат, более того, он суров. Надпись на решётке гласит: "Пожалуйста, не подходите близко и не трогайте собаку".

Tags: polska, музеи, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments