Tom Tom (just_tom) wrote,
Tom Tom
just_tom

Сад Каролы

Есть в Лейпциге бывший газгольдер, а теперь выставочный зал "Panometer" (от "panorama" и "gasometer"). Уже почти 20 лет Ядегар Азизи выставляет в нём самые большие круговые панорамы в мире. На первой был Эверест со стороны Долины Молчания, вторая изображала въезд в Рим Константина Великого после победы в битве у Мульвийского моста в 312 году, следующие были посвящены флоре и фауне Амазонии, Лейпцигу во время Битвы народов в 1813 году, Большому Барьерному рифу у берегов Австралии, останкам Титаника на дне моря... Нынешняя панорама - о маленьком саде Каролы, много лет проработавшей в "Панометре" и умершей в 2015 году, необычайно отзывчивой и трудолюбивой женщины. По словам Ядегара, который увидел сад только после её смерти, только там он, наконец, понял секрет её душевной щедрости:

Этот маленький клочок земли, должно быть, был для неё источником энергии, где она вновь обретала присущее ей душевное равновесие. Здесь же она, в свою очередь, становилась источником энергии для тех, кто её окружал. Она была садовником во всех отношениях - заботливым, внимательным, полным чуткости. Как в своём саду, так и в "Панометре". Посещение ее сада вызвало много вопросов и глубоко тронуло меня. Я хотел попытаться понять, что именно она так любила в этом саду и что она могла почерпнуть из него для окружающих её людей. Теперь я знаю, что сад - это самая точная аллегория человеческой души. Это самая утешительная метафора человеческого начала, роста и конца. Она научила меня этому.

Панорама представляет из себя коллаж из фотографий сделанных в разные времена года, представляющих сад Каролы - маленький типичный для здешних мест садовый участок, с перспективы чего-то совсем крохотного. Освещение панорамы постоянно меняется в такт сменяющимся порам дня; мы слышим меняющиеся звуки сада и музыку, специально написанную для панорамы Эриком Бабаком. Снаружи, между панорамой и стеной газгольдера расположена обширная выставка эскизов, фотографий, различных артефактов и прочих экспонатов, связанных с садом Каролы и творчеством Ядегара Азизи, а на полу у самой панорамы выставлены огромные насекомые авторства Юлии Штоесс - увеличенные в сотни раз обычные мухи, жучки и прочая мелочь. Наверное, такими огромными они казались той былинке, "глазами" которой мы смотрим на сад.

Вероятно, это самое впечатляющее, что я видел из современного искусства за много лет. Того искусства, которое мне ближе всего: требующего участия и не вызывающего ощущения снобистского надувательства. Искусства, которое на самом деле нельзя адекватно скопировать и показать на фотографиях или видео.




































































Это мухи

















Вся панорама (откроется в отдельном окне, там её можно увеличить и подробно разглядеть).

А вот человек пролетел через всю экспозицию на дроне - даёт представление, как на ней всё устроено:



В музейном магазинчике порадовали и ассортимент, и цены. Всего за 15 евро можно купить замечательный толстенный каталог выставки, где есть, кажется, абсолютно всё - самому можно уже не фотографировать. Молодая барышня, продающая билеты и обслуживающая магазинчик, узнав, что я в восторге от увиденного, сказала, что несколько месяцев назад пришла на эту выставку, и ей всё так понравилось, что она устроилась в Панометр на работу.
Tags: leipzig, музеи, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments